Компанией Schaeffler были разработаны подшипники для ветрогенераторов, которые отличались особой структурой строения сепаратора. Их особенность заключалась в способности переносить большие нагрузки, претерпевая меньшую силу трения. Сепаратор изготовлен из листовой стали, он намного тоньше латунных сепараторов, использовавшихся ранее. Вдобавок, новый сепаратор предполагает увеличение нагрузки благодаря наличию дополнительного ролика в подшипнике, так называемого, вспомогательного ролика. Благодаря этому долговечность службы данных подшипников увеличена порядка на 20%.
Устройство сепаратора представлено двумя кольцами, находящимся одно в другом и которые скреплены вместе. Наряду с этим, сепаратор может придерживать элементы, подверженные качению, а также сепаратор очень легко устанавливается и монтируется. Легкость установки обусловлена тем, что при монтаже этого сепаратора исчезает потребность в инструменте, который бы предупреждал выпадение роликов в процессе монтажа.
Особая геометрическая форма, которой обладает каждое отверстие сепаратора, обеспечивает улучшенный поток смазки, что, само собой разумеется, снижает трение.
Устройства, уплотняющие редуктор.
Герметичность устройства – главный момент, которому разработчики уделяют очень много внимания и времени. Ясное дело, что добиться идеальной герметичности в конструкции, имеющей, по меньшей мере, несколько выходных каналов, невозможно. Но, тем не менее, если выбрать вид уплотнения редуктора, которое максимально подходит в данный момент, можно многократно снизить потери смазочных материалов, что, в свою очередь, повлияет на работоспособность всей конструкции, куда установлен редуктор. Не лишним будет сказать, что утечки редуктора могут не только снизить эффективность производства, но также и навредить и даже испортить конечный выпускаемый продукт – к примеру, если вытечет масло из редуктора в мукомольном цехе, то неизвестно, сколько тонн муки может быть испорчено вытекшим маслом.
Как правило, утечки в редукторах проявляются в разъемах, которые располагаются в плоскостях прилегания деталей, которые не вращаются, к деталям выходных концов валов. Возможны течи между крышками корпуса, между смотровыми крышками. Течи устраняются уплотнителями. В качестве уплотнителей зачастую выступают прокладки из резины, кожи, паронита. Бывает, что соединения уплотняют специальными уплотнительными кольцами, которые устанавливаются в крышках (цилиндрических или торцевых). Намного эффективнее в плане герметичности устанавливать кольца с торцевой части крышек. В случае, если корпус разбирается вдоль оси колеса, то добиваться герметизации имеет смысл лишь путем сильного прижатия друг к другу идеально обработанный поверхностей. Бывает, что приходится обрабатывать получившийся разъем лаком.
Еще один очень важный момент в плане утечек – это концы выходов валов. Для того, чтобы сделать их герметичными, применяют около трех видов специальных устройств-уплотнителей. Встречаются также комбинации устройств. Такие устройства разделяют на контактные, щелевые и центробежные.
Рассмотрим каждый из них.
В контактных схемах уплотнений какой-нибудь подвижный элемент трется о рабочую поверхность вала, который, в свою очередь, вращается. Такие уплотнения считаются самыми герметичными и, в свою очередь, делятся на резинометаллические, поясковые. Бывают однопоясковые и двупоясковые уплотнения.
Как бы там ни было, насколько бы герметичны ни были контактные уплотнения, они имеют один большой недостаток, а именно – в этом типе уплотнения повышается потери на трение. Ввиду этого рекомендуется использовать контактные виды уплотнений на тех валах, которые находятся непосредственно в самом масле, а именно, в масляной ванне. Большую роль в вопросе герметичности и долговечности уплотнения также играет роль рабочая поверхность вала – ее шероховатость, твердость и другие показатели.
Как показали последние исследования в этой отрасли, на герметичность, прочность, надежность и долговечность резинометаллических соединений оказывает воздействие ряд факторов. В частности, нельзя упускать из виду микрорельеф. Чем впадины и бугры на поверхности детали плавнее, тем лучше резина будет заполнять эти пропуски.